Стандарты 3 поколения фгос – — :

ФГОС ООО третьего поколения

Текст публикации

Лункина Татьяна Николаевна — учитель русского языка и литературы

«ФГОС ООО третьего поколения, их особенности».

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования безусловно, является одной из актуальных, часто обсуждаемых проблем в нашем обществе.  С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня — перевести учащегося в режим саморазвития. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку новые требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации, умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается именно в школе, поэтому требования к образованию сегодня кардинально меняют свои приоритеты. Переход на новые образовательные стандарты — это веление времени, так как ничто не стоит на месте, а развивается, значит, должно развиваться и образование. Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально, необходимо. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» — писал философ и социолог Георг Зиммель. Современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом.

Социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для давно работающих  учителей. И всё же у меня на этапе подготовки они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Вопросы, которые я выдвигала для себя на первый план: как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие задания из предложенных в учебнике отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые мы, учителя, реализующие ФГОС ООО, ставим перед собой. Я думаю, не все школы технически готовы к реализации ФГОС, вся основная работа по внедрению новых стандартов ложится конечно же на учителя. Надо разобраться во всех новых технологиях и методиках, полностью перестроить структуру всего урока, научиться по- другому оценивать способности и знания детей.

Изучив содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения», я сделала вывод, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. В пособии для учителя «Проектные задачи в основной школе» под редакцией А.Б. Воронцова говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Но основной формой обучения в средней школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем я как учитель имею дело ежедневно, это то, что мне понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. Тогда станет понятно, что  надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся, что теперь перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими лицами” на уроке. И, безусловно, их деятельность должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Мне кажется, что сегодня рынок образовательных услуг позволяет не только интересно строить урок на готовом материале, но и проявить информационные умения и навыки творчески работающему педагогу и одарённым ученикам.

Использование цифровых ресурсов – электронных учебников, наглядных пособий, схем, интерактивных рисунков, мультимедийных плакатов, игр-тренажёров, презентаций, разработанных как программистами, так и самостоятельно, – играет существенную роль при подготовке уроков, исследовательских работ, олимпиад. Применение электронных пособий создаёт красочное эмоционально-насыщенное восприятие. На мой взгляд, время и энергия, потраченные на подготовку цифровых образовательных ресурсов, компенсируются в виде достигнутых результатов – высокое качество обученности, а также призовые места на научных конференциях городского и муниципального уровня.  Конечно же, современные школьники уже совсем не те, что были несколько лет назад. И поэтому введение новых стандартов будет, в первую очередь, интересно детям. Ведь дети сейчас мыслят по-другому, следовательно, и учить их нужно по-новому. Переход на ФГОС – это требование времени. Нашим школьникам уже не так интересно получать готовые знания от учителя или из учебника. В век информатизации дети и сами могут найти ответы на все интересующие их вопросы. Но теперь это будет задача учителя, чтобы показать, научить, подсказать.

По новому ФГОС школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. От этого должно повыситься и качество образования.

Итак, Стандарт представляет собой совокупность требований, предъявляемых к уроку, программам и материально-техническому оснащению школы, а также к учителю, администрации школы, учредителю учебного заведения. Если все перечисленные в документе требования будут выполнены, то качество образования в любой школе от этого повысится. И тогда от введения ФГОС будут удовлетворены все: и педагоги, и дети, и родители.

 

 

nauka-plus.ru

ФГОС общего образования третьего поколения и их особенности

Эссе по теме

«ФГОС общего образования третьего поколения и их особенности».

Выполнила Коновалова Т.А.

Современная жизнь не стоит на месте. И система образования тоже развивается. Происходит переход к новым федеральным стандартам третьего поколения. Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально и необходимо, ведь современный молодой человек должен быть образован, целеустремлен, коммуникабелен, должен уметь ориентироваться в большом потоке информации. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы.

В основу ФГОС ООО положен системно-деятельностный подход, который подразумевает создание условий, при которых обучающиеся будут вовлечены в процесс активной совместной учебной деятельности. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.

Отличительной особенностью новых стандартов являются компетенции, получаемые учащимся в ходе обучения. Под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Главным фактором новых стандартов образования являются планируемые результаты. Они делятся на предметные, метапредметные и личностные. Особое внимание уделяется личностным результатам, т.к. именно они наиболее полно отвечают новым требованиям. Главной фигурой в учебном процессе выступает ученик. Овладение компетентностями происходит на основе формирования универсальных учебных действий.

В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС. Если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий

, типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования.

Введение новых стандартов будет интересно и детям, которым уже не интересно получать готовые знания от учителя или из учебника. В век информатизации дети и сами могут найти ответы на все интересующие их вопросы. Но теперь это будет задача учителя, чтобы показать, научить, подсказать. Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.

По новому ФГОС школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.

Изменились и требования, предъявляемые к уроку в условиях введения ФГОС:

  • урок должен проводиться в хорошо оборудованном кабинете;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учеников;

  • вывод делают сами обучающиеся;

  • в центре внимания урока – дети.

Итак, ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, предъявляемых к уроку, программам и материально-техническому оснащению школы, а также к учителю. В основе стандарта лежит  системно-деятельностный подход, направленный на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Если все перечисленное будет выполнено, то качество образования в любой школе повысится.

infourok.ru

Статья «ФГОС СПО третьего поколения»

ФГОС СПО третьего поколения

В стране осуществляется реформа профессионального образования.

Что меняется в содержании обучения для студентов, преподавателей, какие взаимоотношения возникают при этом с работодателями — эти

вопросы волнуют сегодня всех.

2011 год – явился годом перехода средних профессиональных учебных

заведений на новое поколение стандартов – Федеральные государственные

образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), которые коренным образом отличаются от предыдущих двух поколений стандартов новым подходом – компетентностным.

Учебные заведения при обучении должны перейти от обязательного

минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессиональных компетенций.

В основе стандарта третьего поколения – компетентностный подход

в рамках действующих стандартов предусмотрен набор дисциплин, и по каждой студент получает определенные знания и умения, то в основе этого нового регулирующего обучение документа — компетенции, которые могут быть распределены между несколькими дисциплинами.

Сложность для педагогов заключается в том, чтобы на основе стандарта правильно разработать учебный план, в котором компетенции будут грамотно «поделены» между дисциплинами, выстроить последовательность дисциплин так, чтобы компетенции действительно «перетекали» одна в другую.

В ФГОС большее внимание уделяется самостоятельной работе студента. Отдельно в ФГОС включены положения требующие обеспечения более широкого доступа студентов к сетевым ресурсам в Интернете, и вообще, к более активному использованию различных электронных учебно-методических материалов; развития электронных библиотек; согласования юридических вопросов с правообладателями электронного контента.

Я как педагог считаю, что компетентностный подход – главное преимущество стандарта третьего поколения, но в его грамотной реализации кроются и основные сложности. Во всем остальном следовать новому стандарту проще: это виды и формы занятий, обеспечение студентов электронными и современными печатными учебными изданиям – то есть не более чем организационная работа, которую следует аккуратно, добросовестно выполнить.

Тем, кто будет учиться по новому стандарту, придется меньше переучиваться и доучиваться: новый стандарт учитывает современные тенденции и дает учреждениям среднего профессионального образования гораздо больше по организации учебного процесса, позволяя ориентировать выпускников на местные рынки труда.

Учиться по новому стандарту, несомненно, интереснее. С другой стороны, учиться труднее. А будут ли сильнее выпускники, с уверенностью можно будет сказать только через несколько лет.

infourok.ru

Статья на тему: ФГОС СПО третьего поколения

ФГОС СПО третьего поколения.

В стране осуществляется реформа профессионального образования.

Что меняется в содержании обучения для студентов, преподавателей,

какие взаимоотношения возникнут при этом с работодате лями — эти

вопросы волнуют сегодня всех.

2011 год – явился годом перехода средних профессиональных учебных

заведений на новое поколение стандартов – Федеральные государственные

образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), которые коренным образом отличаются от предыдущих двух поколений стандартов новым подходом – компетентностным.

Учебные заведения при обучении должны перейти от обязательного

минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессиональных компетенций.

В основе стандарта третьего поколения – компетентностный подход

в рамках действующих стандартов предусмотрен набор дисциплин, и по каждой

студент получает определенные знания и умения, то в основе этого нового

регулирующего обучение документа — компетенции, которые могут быть

распределены между несколькими дисциплинами.

Сложность для педагогов заключается в том, чтобы на основе стандарта

правильно разработать учебный план, в котором компетенции будут грамотно

«поделены» между дисциплинами, выстроить последовательность дисциплин так, чтобы компетенции действительно «перетекали» одна в другую.

В ФГОС большее внимание уделяется самостоятельной работе студента.

Отдельно в ФГОС включены положения требующие обеспечения более широкого доступа студентов к сетевым ресурсам в Интернете, и вообще, к более активному

использованию различных электронных учебно-методических материалов; развития электронных библиотек; согласования юридических вопросов с правообладателями электронного контента.

Я как педагог считаю, что компетентностный подход – главное преимущество стандарта третьего поколения, но в его грамотной реализации кроются и основные сложности. Во всем остальном следовать новому стандарту проще: это виды и формы занятий, обеспечение студентов электронными и современными печатными

учебными изданиям – то есть не более чем организационная работа, которую следует аккуратно, добросовестно выполнить.

Тем, кто будет учиться по новому стандарту, придется меньше переучиваться и доучиваться: новый стандарт учитывает современные тенденции и дает учреждениям среднего профессионального образования гораздо больше по организации учебного процесса, позволяя ориентировать выпускников на местные рынки труда.

Учиться по новому стандарту будет, несомненно, интереснее. С другой

стороны, учиться будет труднее. А будут ли сильнее выпускники, с уверенностью можно будет сказать только через несколько лет.

Преподаватель спецдисциплин Мишина Е. Н.

nsportal.ru

Статья «Ключевые особенности ФГОС НПО/СПО 3 поколения»

Ключевые особенности ФГОС НПО/СПО 3 поколения

Новая структура Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) утверждена Федеральным законом. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; учебно-методическому и информационному обеспечению, нормативно-методическому обеспечению системы оценки качества освоения обучающимися OПОП ( фонд оценочных средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации)

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ, в том числе требования к результатам обучающихся:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Это позволяет:

одновременно предусмотреть как результаты общего образования, так и наиболее общие (рамочные) черты современного образовательного процесса, а также условия его осуществления;

обозначить условия эффективного нормативного правового регулирования общего образования;

превратить стандарт в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования.

infourok.ru

«ФГОС общего образования третьего поколения и их особенности».

Эссе

Тема: ФГОС общего образования третьего поколения и их особенности.

В принятой ООН Декларации прав ребенка говорится : «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Наше государство в целом и образовательные учреждения в частности перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который предполагает качественно новую модель образования.У многих возникает вопрос: нужна ли такая кардинальная перестройка в образовании? Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально, необходимо!

В эпоху быстрой смены технологий и роста конкуренции  необходима новая система образования, которая предполагает постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Главная задача современной школы воспитание порядочного и патриотичного гражданина, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, умеющего работать с большими объемами информации, способного обучаться  в течение всей жизни, работать в команде, творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Инструментом реализации нового социального заказа выступают Федеральные государственные образовательные стандарты.

Роль школы тоже несколько меняется, в связи с введением ФГОС. Учебники, несмотря на их вариативность, перестают играть роль главного носителя учебной информации. Знания становятся фрагментарными, несистематизированными, так как книжная культура восприятия учащимися многих предметов неуклонно снижается, а ей на смену приходит приобретение информации на аудиовизуальных, преимущественно электронных носителях.

В Интернете ученикам предлагают шпаргалки и рефераты, и даже готовые домашние задания по любому предмету и на любой «вкус», убивая тем самым у школьников способность к развитию памяти, мышления, отрезает путь ученику к самостоятельному исследованию. Снижается способность учеников к логическому построению материала, к умениям делать выводы и обобщения, объяснять сущность многих явлений и даже связно излагать информацию повествовательного характера.

Таким образом, стала очевидной необходимость создания новых стандартов, которые бы определяли, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности, состоящие из практического использования предметных и социальных знаний, накопленных в процессе образования. Ответы на многие вопросы дает ФГОС третьего поколения, в котором обозначены «основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития», обеспечивающие «широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности».

В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Научная школа, положенная в основу этого стандарта, — это системы развивающего обучения Выготского, Леонтьева, их последователей Эльконина, Давыдова. Это школа, которая в основу ставит идею развития ребенка. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.

Главная задача школьного образования — это формирование у ребенка готовности к овладению компетенциями, к овладению новыми знаниями, новыми видами деятельности, формированию своей собственной дальнейшей образовательной траектории. Это серьезное новшество в государственном документе.

Реализация новых стандартов на всех ступенях общего и профессионального образования требует соответствующей подготовки руководящих и педагогических кадров как в системе высшего профессионального образования, так и в системе дополнительного профессионального педагогического образования: педагоги должны овладеть компетенциями, необходимыми для реализации ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования отражают понимание научно-педагогическим сообществом вызовов, возникших перед отечественной системой образования в условиях её интеграции в мировое образовательное пространство. На современном этапе информационной революции в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Сегодня ему невозможно знать всё о достижениях в естественных и гуманитарных науках, но очень важно научиться применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях. В XXI в.актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда. В условиях повышения мобильности, развития миграционных процессов все более значимым становится воспитание российской гражданской идентичности молодых россиян, выпускников общеобразовательных учреждений. В связи с формированием современной насыщенной информационно-образовательной среды не менее важно обеспечить переход к новой образовательной парадигме системно- деятельностного обучения.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов третьего поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новых стандартах объектом стандартизации стало не содержание образования, ориентированное на достижение относительно частных предметных образовательных результатов, а система требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным. Стандарт общего образования третьего поколения представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объѐмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования. В ситуации усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения…

infourok.ru

Статья на тему: «Отличия прежних образовательных стандартов от ФГОС нового поколения»

Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. Не останутся забытыми и старшеклассники – в настоящее время рассматривается, касающийся именно их ФГОС среднего (полного) общего образования.

Первоклашки, окунувшись сразу в новую школьную среду, сравнить действие прежних и ныне действующих образовательных норм возможности не имеют. А вот для учителей и родителей, «варившихся» в школьной среде первых стандартов в ролях «обучающие» и «обучаемые», изменения налицо. 

Итак, 

Что такое ФГОС нового поколения?

Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.

Можно выделить три группы таких требований:

  • к результату обучения
  • к способу построения образовательной деятельности
  • к условиям осуществления стандартов

Требования к результату обучения ФГОС нового поколения. Отличия от прежних ФГОС

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи. 

Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.

То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты: 

  • формирование у учащегося чувства патриотизма
  • воспитание личности российского гражданина
  • способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки
  • умению контактировать с другими людьми

Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.

Требования к способу построения образовательной деятельности

Подобные результаты обучения четко и подробно раскрываются во ФГОС нового поколения. Однако каждому образовательному учреждению предстоит самостоятельно выбрать способ построения учебного процесса, придерживаясь данных рекомендаций, чтобы прийти к нужным результатам.

Начальная школа предлагает набор программ обучения и воспитания ребенка. Учителя и родители имеют право выбирать, по какой из предложенных дорожек ребенок начнет свою школьную жизнь.

Требования к условиям осуществления образовательных стандартов нового поколения

Условия реализации новых ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов.

Для этих целей в процессе образования необходимо:

  • использование современных технологий;
  • обновление содержания, методик, технологий образовательной программы;
  • постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;
  • информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
  • обмен опытом между образовательными учреждениями.

Финансовое обеспечение реализации ФГОС нового поколения обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.

Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе

Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в  школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты — отличия старых и новых ФГОС:

  • Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки.  Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
  • Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь  к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
  • Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
  • Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
  • Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
  • Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощьюиндивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
  • Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
  • Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
  • Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах. 

Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.  

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *